В городе «N» открывался новый автосервис.
            Хозяин этого сервиса для приобретения необходимого оборудования, обратился по данному вопросу на соответствующую фирму. После выбора определенных позиций, очередь дошла до поста диагностики. Тут-то все и началось. После продолжительных дебатов, покупатель был разочарован в том, что «всеядного» агрегата не оказалось. При этом появилась растерянность, потому как оказалось, что придется прикупить много всяких «штук» и «штуковин», да еще в зависимости от того, какие автомобили предстоит обслуживать. А это уже выливается за расчетные суммы. Продавец, видя растерянность и замешательство покупателя, решил ему помочь, что бы определиться в выборе. Спрашивает: «У Вас есть Диагност? Давайте ему позвоним, и он скажет, что надо». Покупатель сморщился: «Диагно-ост!? Зачем он мне. Будет щеки раздувать и денег просить. Что ему надо купить я сам разберусь. А работать будет моя племянница. Она недавно институт закончила. Как работать с компьютером, ее там научили. «Шарит» будь здоров! Так что в этом плане у меня проблем нет».
            По данному факту я думаю, комментарии будут излишни. Но, тем не менее, напрашивается вопрос: как же эта бедняжка «племянница» и ей подобные будут решать возникшие проблемы, а особенно, в случаях когда «Check» не горит, а значит, нет и ошибок. А нет ошибок — нет проблем. «Деньги в кассу, культуру в массу». Иногда в таких случаях поясняют: «… проблема с «мозгами». Обращайтесь к электронщикам». Тут, конечно, хотелось бы уточнить: «с чьими «мозгами»? И таких ситуаций, к сожалению, очень много. «Кнопочку ткнули, распечатку с непонятными цифрами сделали, денежки взяли», — а проблема осталась. И началось у нашего многострадального Клиента «хождение по мукам», от одной станции к другой. В каком-то сервисе «деньги снимут» по аналогичной схеме, а в каком-то попытаются «развести на конкретные бабки».
            Далее на тему шарлатанства…
           Тойота Карина, дв-ль 7A-FE, проблема: «троит при ускорении». Хозяйка обратилась на ближайшее СТО. Перечень выполненных работ:
 - ПЕРЕМОТАНЫ (!??) катушки зажигания DIS!! Ну и ряд профилактических действий (замена свечей, промывка форсунок и т.д.). Итог: 2 дня «работы» 6500руб. Результат: «НОЛЬ!».  Последовало следующее предложение: «перепрограммировать ECU???». Стоимость данной услуги-10. 000руб. Тут хозяйка спохватилась и решила позвонить нам. Результат проблемы: «полозковый пробой свечного наконечника». Итог: 10 мин. работы = 300руб. Как «СИЕ» обозвать — не знаю.
            Знаю одно, что таких фактов, к сожалению, много. Как в нашем городе, так и в других. И что больше всего поражает, это то, что люди продолжают обращаться к таким «Чудо» мастерам и платить такие СУММЫ. У меня лично язык даже не поворачивается, чтобы такие суммы называть. А стоимость работ мы озвучиваем только тогда, когда уверены на 100%, что все, что нами сделано, будет работать. А пока получается как в фильме: «Кто работает, тот не ест ….. учись СТУДЕНТ!». И чему учиться, молодому начинающему «СТУДЕНТУ» диагносту? Тупо «косить, бабки» не задумываясь о дне завтрашнем или добросовестно изучать «блуждающие токи Фуко» — зарабатывая репутацию и немного на жизнь. Велико искушение выбрать первое (меньше головных болей). Достаточно выучить фразу: «Сбита внутренняя программа памяти первого уровня бортового компьютера» (блин, это ж надо еще умудриться такое придумать!!!). Конечно, при этом должен быть «начальный» уровень подготовки, чтобы определиться:
- «плевая» проблема или серьезная
- быстро можно будет срубить «бабло» или придется попотеть.
«Стрельнуло, срубил». «Не стрельнуло», — сослался на «плавающий» дефект электронного блока. Будут ли такие случаи иметь массовый характер или нет? Сложно сказать. Все будет зависеть от процентного соотношения порядочных и непорядочных специалистов.
            Теперь давайте попробуем данную «нерадивость» рассмотреть с обратной стороны «медали». Что может побуждать иных специалистов к таким своеобразным «аферам»?
            Рассмотрим, на мой взгляд, две соответствующих предпосылки:
 1. Провокация самих Клиентов.
 2. Недостойная оплата интеллектуального труда.Иные клиенты сами того не подозревают, что своими «бредовыми» рассуждениями подталкивают на то, чтобы их обманули, и как можно «ПОКРУЧЕ!». И таких случаев предостаточно. Один из них: … Клиент целый месяц мучился. Чтобы решить проблему ездил на СТО. Сколько объехал «станций» и сколько отдал денег – нам самим плохо стало. Нетрудно представить, сколько и чего ему за это время наговорили и сколько ненужных деталей заменили. И вот он перед нами,- до предела «выжатый», но «информированный под завязку». Заявляет, что обязательно надо отремонтировать «компьютер». В глазах клиента явно проглядывалась тень СОМНЕНИЯ и НЕДОВЕРИЯ. Мы ему рассказали, в чем была причина, и взяли 500 руб. Он на какое-то время задумался, — очевидно, в голове стремительно пролетали события минувших дней и лихорадочно «работал калькулятор». Очнувшись, он спросил: «А все-таки, почему вы не стали ремонтировать компьютер?». Мы удивились, но еще раз объяснили. Он молча сел в машину и уехал. А у нас на Душе остался какой-то осадок… Не было радости за клиента, а значит, не было удовлетворения от выполненной работы.
            Я давно заметил, что мы с помощником как «вампиры». Потому как удовлетворение в работе получаем не от денег, а от радостных лиц клиентов и слов благодарности. А деньги, это просто достойное вознаграждение.
2. Достойная оплата.
            Если грамотный специалист изо дня в день сталкивается с тем, что клиенты не хотят оплачивать его труд по достоинству, то волей неволей у него будут появляться мысли о том, каким способом получать с клиента деньги, соответствующие выполненной работе. Те, кто именем своим дорожит, поворчит, поворчит и забудет. А кому наплевать, тот и будет «раздувать из мухи слона» лишь бы заполучить искомую сумму, но уже не «достойную», а заведомо завышенную, как компенсацию за «бесцельно прожитые годы». Это, конечно, не выход. Такие действия «народных мстителей» ложатся черным пятном на всех диагностов. И «отмываться» добросовестным от этой «грязи» порой очень сложно… Отсюда и реплики клиентов: «Все диагносты шаманы и шарлатаны». И что обидно, так это то, что ее чаще всего адресуют добросовестным. А к «шаманам» как ехали, так и едут. И платят свои кровные «БАБУЛЬКИ» с великой радостью за то, что их «НАДУЛИ» по полной программе. И при этом восторгаются: — Это же надо, какого УРОВНЯ специалист! Не каждому под силу восстановить «ВНУТРЕННИЮ ПАМЯТЬ ПЕРВОГО УРОВНЯ»! Такому спецу и денег не жалко заплатить!
            А добросовестному «СТУДЕНТУ» за что платить??? «Воткнул свой «тетрис» в машину, наигрался с умным видом и все. А денег просит, как комплект хороших чехлов!!!!» И так далее, и тому подобное… И, к сожалению, таких действительно горьких реплик, в свой адрес каждый порядочный диагност наслушался за свою работу предостаточно.
            Ну, вот и подошли к самому интересному, «Сколько стоит Диагностика?»
 В данном разделе, будут подразумеваться: «Хороший специалист» и «Хорошее оборудование».
            Из чего же складывается стоимость, данной услуги?
            В настоящее время стоимость проведения Диагностики колеблется от 500 до 3500руб. Как правило, эта стоимость формируется от уровня сервиса, при определенном оснащении оборудованием. И в редком случае учитывается уровень квалификации специалиста. Что и приводит порой в заблуждение клиентов. И дает лишний повод для формирования ложного мнения, что «Диагностика -это «шарлатанство», и стоить должна «копейки». А для некоторых людей, которые ищут «легкие» деньги — «халява», имей компьютер и все, «коси бабки» не ленись. Не надо ничего изучать и познавать. Компьютер сам все выдаст: есть проблема или нет.
            Такой категории людей так и хочется сказать: «Милые Господа, уймитесь, «Халявы» не будет.
 Диагностика не автомойка, хотя расценки почти одинаковые. Наверняка кто-то возразит: «Там человек руками трудится, а здесь компьютер трудится». Ошибаетесь, здесь не компьютер трудится, а человек. Да, не руками, а ГОЛОВОЙ! Т. е. используется ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ труд, который, к сожалению, в нашей стране так и не научились ценить по достоинству… Потому как его «не пощупаешь, не понюхаешь, не попробуешь».
            Теперь давайте вспомним, какие приходят клиенты, когда на их машине возникает проблема. Они перепуганные, взволнованные и озабоченные не на шутку. Они готовы заплатить сколько угодно, лишь бы им помогли решить проблему. И какие они становятся счастливые и радостные когда узнают, что проблемка оказалась «плёвой». И какие они становятся гневные, раздражительные, когда озвучивается сумма за выполненную работу. Да, конечно, если посмотреть со стороны за процессом работы специалиста, то все выглядит довольно просто и элементарно. Сначала «куда-то потыкал», потом покурил, опять что-то померил и все. А то, что специалист с первой минуты «включил» в своей голове 10 компьютеров и в процессе работы прорабатывал не один десяток версий предполагаемых неисправностей и столько же путей решения проблемы?! Этого никто и никогда не считал и подсчитывать не будет. А бывают случаи, когда приходится устраивать «мозговые атаки и штурмы». А бессонные ночи при разгадывании «ребусов», той или иной конструкции, которую создали десяток «голов», целого КБ. Какая «племянница» или «шарлатан» будут вдаваться в глубины происходящих процессов электроники и механики, чтобы определиться, в какой области искать для последующей конкретизации неисправности?

я ушел. кому если буду нужен пишите на почту. адресс есть.