Меню сайта

Форма входа

Лооогин:
Пароль:


ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ

ЗАМЕДЛИТЕЛЬ ВЫКЛЮЧЕНИЯ СВЕТА В САЛОНЕ АВТОМОБИЛЯ

Для большинства автомобилей освещение внутри салона включается от механического концевого выключателя, установленного в дверном проеме. При открывании двери этот выключатель включает лампы, а при закрывании - выключает. В этом-то и неприятность, так как если Вы садитесь    в   машину ночью, то закрыв дверь остаетесь в полной темноте. А дальше, - промашка с ключом зажигания, падение его под коврик, поиски ключа в дорожной грязи... Или же надо лезть в замок зажигания придерживая дверь открытой или открыв дверь сначала включать свет клавишей, потом закрывать дверь и уже после пуска мотора выключать свет той же клавишей.
Много удобнее было бы если бы свет включался сразу после открывания двери и выключался через некоторое время после её закрывания. В общем-то, обычный таймер, но нужно еще сделать так, что бы свет гас сразу после включения зажигания не зависимо от того отработал задержку или нет. Иначе придется ехать с включенным светом в салоне, а это сильно снижает видимость наружу.


Принципиальная схема устройства дана на рисунке в тексте. Н1 и S1 это так обозначены детали электропроводки автомобиля, соответственно, осветительные приборы и дверные выключатели. Так как они все соединены параллельно, то на схеме показано как одна цепь. Устройство подключается к дверному выключателю, к выходному контакту замка зажигания, к общему минусу и к общей положительной цепи питания освещения салона, то есть, практически к + аккумулятора.
При открывании двери при выключенном зажигании на вывод 2 D1.1 поступает логический ноль через цепь S1-R2. Запускается одновибратор на элементах D1.1 и D1.2 который   формирует импульс   длительностью коло минуты. Длительность напрямую зависит от параметров цепочки C3-R3. На выходе элемента D1.4


появляется логическая единица, которая поступая на базу транзистора VT1 открывает его. Реле К1 переключается и контактами К1.1 замыкает параллельно дверным выключателям. Теперь, когда дверь закрываете, свет остается гореть, так как на лампы поступает ток через контакты этого реле. Свет будет гореть пока конденсатор СЗ заряжается через резистор R3. Затем, на выходе D1.4 установится логический ноль, транзистор закроется, а реле выключит освещение. Теперь второй вариант, - водитель открыл и закрыл дверь, включил зажигание. При открывании и закрывании двери происходит тоже самое, что описано выше, то есть, на выходе D1.4 появляется единица на время зарядки СЗ через R3 и реле замыкает параллельно контактам дверных выключателей. Но, после того как водитель включает зажигание напряжение от замка зажигания через  

R5 поступает на входы г~ элемента D1.3. На выходе этого элемента устанавливается логический ноль, поступающий на один из входов элемента D1.2. Так как это элемент логики «И-НЕ», то появление нуля на одном из его входов переводит элемент в состояние с логической единицей на выходе независимо от того, какие уровни будут на другом входе данного элемента. То есть, независимо от степени зарядки СЗ, от положения двери, на выходе D1.2 будет единица, а следовательно, на выходе D1.3 будет ноль. Ключ VT1 будет закрыт и реле К1 не будет замыкать параллельно дверному выключателю. Таким образом, получается что после включения зажигания устройство перестает влиять на штатную схему освещения салона автомобиля.
Третий вариант, - дверь открыли и закрыли при включенном зажигании. Так как при включенном зажигании устройство не влияет на штатную схему освещения, то оно влиять и не будет. Все будет работать так, как будто дополнительной схемы и нет вовсе.
Все детали расположены на небольшой макетной печатной плате, типа «решето». Соединения выполнены прокладкой облу-женных голых монтажных проводников и про-пайкой их по печатным площадкам монтажной платы. На рисунке показана схема монтажа. На этой схеме показаны только те печатные площадки, которые используются для пайки выводов деталей или монтажных проводов, идущих к схеме автомобиля, все остальные площадки, имеющиеся на макетной печатной плате на этом рисунке не показаны. При желании на её основе можно сделать и специальную печатную плату для этого устройства просто заменив пропаянные проводники печатными дорожками.
Микросхему К561ЛА7 можно заменить импортным аналогом - CD4011. Диоды 1N4148 можно заменить на КД521, КД522. Электролитические конденсаторы «Jamicon», - аналоги К50-35, только меньше. Реле WJ118-1C можно заменить и другим, например BS-115, несмотря на то что оно другого размера, его выводы сделаны со стандартным DIP-шагом, и его можно тоже установить на макетную плату «решето», только выводы попадут в другие отверстия, что, в общем-то, никой   проблемы не создает, - требует

небольшой корректировки монтажа. Налаживание, пожалуй, и не требуется. Можно «поиграть» временем выдержки, установив её больше или меньше чем получится, соответственно, изменив номиналы деталей СЗ и R3. А больше ничего налаживать и не нужно.
Через некоторое время ввел в схему дополнение (показано на второй схеме), сделанное еще на одной такой же микросхеме и таком же реле. Теперь можно больше не беспокоиться о включенном или выключенном ближнем свете днем (как этого требуют ПДД). После включения зажигания £ары зажигаются сами примерно через 5 секунд. А гаснут через время немного больше минуты после выключения зажигания. Входы элемента D2.1 подключаются к выходу D1.4. Поэтому, при включении зажигания на выходе D2.1 появляется логическая единица. Ею конденсатор С5 плавно заряжается через диод VD4 и резистор R6. На зарядку уходит секунд 5. Потом, как напряжение на С5 достигает порога единицы на выходе D1.3 появляется единица, которая открывает транзистор VT2, реле К2 замыкает выключатель ближнего света фар, к которому её контакты подключены параллельно. После выключения зажигания конденсатор С5 разряжается уже через R7, сопротивление которого значительно больше R6. Поэтому и на разрядку уходит больше времени, - немного больше минуты. Вот через это время после выключения зажигания £ары и выключаются.
Отключить автоматику можно выключателем S2, он отключит реле от питания и схема не будет влиять на работу штатного выключателя фар.
Налаживание заключается в подборе сопротивлений резисторов R6 (задержка включения фар) и R7 (задержка выключения фар).
           И еще хочу отметить один момент, на днях мой друг приобрел машину в автосалоне Antoncars.ru. Купил Lexus с пробегом и теперь не нарадуется, говорит ещё и год гарантии дали. Вот, теперь и я задумался, может тоже поменять автомобиль на более современный. Чего и вам рекомендую. Удачной покупки.



ОБСУДИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ...
Сейчас на сайте:
ВСЕГО : 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
Главная страница | Регистрация | Полезное видео | Форум автоэлектриков | Контакты
При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на сайт http://www.elektrik-avto.ru обязательна. АВТОЭЛЕКТРИК © 2016