Меню сайта

Форма входа

Лооогин:
Пароль:


АВТОМОБИЛЬНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР

Автоэлектрик.АВТОМОБИЛЬНЫЙ СИГНАЛИЗАТОР


Больших непри­ятностей может доставить вовре­мя не замеченное падение давле­ния масла в дви­гателе или пре­кращение заряда аккумулятора. В большинстве оте­чественных авто­мобилей эти па­раметры контро­лируются при помощи сигналь­ных ламп, распо­ложенных на при­борной панели автомобиля. К со­жалению, это не всегда надежно. Контрольные лампы, - это обычные лапочки накаливания, которые могут перегореть, к тому же, при езде днем в солнечную погоду, или будучи сильно увле­ченным наблюдением за дорожной обста­новкой, водитель может и не заметить зажи­гания контрольной лампы. Обрыв ремня привода генератора может привести к очень быстрой разрядке аккумулятора, но и более тяжким последствиям, если от этого же ремня приводится и водяной насос. Еще к большим неприятностям может привести продолжительная работа двигателя с неисправным масляным насосом, при кото­ром система смазки двигателя перестает функционировать.

Во многих современных автомобилях есть звуковой сигнализатор, который дублирует зажигание контрольных ламп, индицирующих о серьезных неисправностях. А вот владелец старого автомобиля может оснастить свою машину самодельным звуковым сигнализа­тором, например, таким, схема которого показана на рисунке в этой статье.


Сигнализатор питается с выхода замка зажигания, поэтому он включается одновре­менно с включением зажигания. Если напря­жение питания сигнализатора опускается ниже 11V, с задержкой в 30-40 секунд разда­ется прерывистый звуковой сигнал. При па­дении давления масла в системе с задерж­кой в 30-40 секунд включается непрерывный звуковой сигнал.

30-40 секундная задержка необходима для того чтобы сигнализатор не реагировал на низкое давление масла и низкое напряжение в то время, когда машину заводят (стартер берет большой ток и понижает напряжение, а из-за невысокой скорости вращения во время пуска давление масла ещё низкое). Датчиком контроля уровня напряжения является схема на логическом элементе D1.1. Микросхема D1 питается напряжением 5V через стабилизатор на микросхеме А1. Поэтому при изменениях напряжения в бор­товой сети автомобиля напряжение питания микросхемы не меняется. Но меняется напряжение на входе стабилизатора. Это напряжение через делитель R1-R2 посту­пает на соединенные вместе входы элемента D1.1. Каждый логический элемент имеет определенный порог переключения между логическими уровнями. Подстроечным резис­тором R2 устанавливают такое соотношение плеч делителя R1-R2, при котором все напряжение выше 11V находится в зоне логической единицы, a 11V и ниже - в зоне логического нуля.

 У логических элементов микросхемы К561ЛА7 есть определенный разброс по параметрам порогового напря­жения, поэтому, в процессе налаживания, подстроечным резистором R2 настраивают делитель на пороговый уровень индивиду­ально, для каждого конкретного экземпляра микросхемы. Конденсатор С1 служит для защиты от срабатывания от помех или других быстроизменяющихся процессов, которые могут быть в автомобильной борт-сети.

Звуковая сигнализация осуществляется с помощью двух мультивибраторов D2.1-D2.2 и D2.3-D2.4. Первый мультивибратор работает на частоте около 2 Гц. Он служит для преры­вания работы второго мультивибратора, ра­ботающего на частоте 1,5 кГц. Пьезоэлектри­ческий звукоизлучатель BF1 подключен между выходами элементов мультивибра­тора. Такая схема включения позволяет по­лучить на нем наибольший размах напря­жения (как при мостовой схеме УНЧ).

При напряжении в борт-сети более 11V на выходе D1.1 - логический ноль, при напря­жении меньше 11V - единица. Поэтому, когда напряжение более 11V конденсатор С4 разряжен цепью R4-VD1 и на нем напряже­ние логического нуля. Это напряжение посту­пает на вывод 2 D2.1 и блокирует мульти­вибратор D2.1-D2.2 в положении с логичес­ким нулем на выходе D2.2. А этот нуль, в свою очередь, блокирует второй мультивиб­ратор. Поэтому звучание отсутствует.

Если напряжение борт-сети опускается ниже 11V, то на выходе D1.1 появляется логическая единица. Начинается заряд С4 через R3, и примерно через 30-40 секунд на С4 напряжение достигает уровня логической единицы. Мультивибратор D2.1-D2.2 запус­кается, и начинает периодически запускать мультивибратор D2.3-D2.4. BF1 издает пре­рывистый звук.

Как только напряжение приходит в норму конденсатор С4 быстро разряжается через VD1 и R4 и сигнализация прекращается.
За давлением масла следит датчик на диоде VD2. В большинстве автомобилей датчик недостаточного давления масла представляет собой контакт, который замы­кается на общий минус, когда давление масла в система падает на столько что не может противодействовать его пружине, нажимающей контакт. Когда происходит это замыкание включается лампочка на прибор­ной панели. Катод диода VD2 подключен к этой лампочке (или к самому датчику). Когда давление масла нормальное контакты дат­чика разомкнуты и на соединенных вместе входах D1.2 присутствует логическая еди­ница. Если давление масла понижено, то контакты датчика замыкаются и диод VD2 открывается, а напряжение на входах D1.2 падает до логического нуля.

При нормальном давлении масла на выходе D1.2 - логический ноль. Конденсатор С6 разряжен через R7 и VD3. На выходе D1.3 -единица, поэтому на вывод 6 D2.2 также поступает единица. Что никак не влияет на работу данного мультивибратора. Если дат­чик давления масла замыкается, то на выходе D1.2 появляется логическая единица. Конденсатор С6 начинает заряжаться через R6, и примерно через 30-40 секунд напряже­ние на нем поднимается до уровня логичес­кой единицы. На выходе D1.3 - ноль. Этот ноль не может запустить мультивибратор D2.1-D2.2, но может изменить логический уровень на выходе D2.2. Поэтому на выходе D2.2 появляется единица, которая запускает мультивибратор D2.3-D2.4. Раздается непре­рывный звук.
Как только давление масла повышается так что контакты датчика размыкаются, конден­сатор 06 быстро разряжается через VD3 и R7 и сигнализация прекращается.

Серьезного налаживания требует только датчик напряжения. Собранное и поверен­ное устройство нужно подключить к лабора­торному источнику питания, напряжение на выходе которого можно регулировать от 9 до 15V. Конденсатор С4 нужно временно отключить. Плавно изменяя напряжение на выходе лабораторного блока питания, от которого питается данная схема, нужно подстраивать резистор R2, и найти его такое положение, в котором при напряжении 11V и ниже сигнализатор звучит, а при напряжении более 11V не звучит.

Подстроечный резистор R2 желательно использовать многооборотный.
По окончании настройки конденсатор С4 подключить.
Если нужно сделать так, чтобы ограничи­валось максимальное время звучания, например, одной минутой, можно дополнить схему RC-цепью R10-C9, показанной на рисунке 2.
ОБСУДИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ...
Просмотров: 3957 | Категория: Электросхемы | Добавил: пупок (30.09.2011) | Теги: электросхемы, схемы | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сейчас на сайте:
ВСЕГО : 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
Главная страница | Регистрация | Полезное видео | Форум автоэлектриков | Контакты
При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на сайт http://www.elektrik-avto.ru обязательна. АВТОЭЛЕКТРИК © 2017