Меню сайта

Форма входа

Лооогин:
Пароль:


Коммутатор вентилятора своими руками

Опытные автомобилисты хорошо знают, что нормальная работа двигателя в немалой степени зависит от поддержания температурных показателей, причем серьезной проблемой может служить как перегрев мотора, так и медленный его прогрев (например, при запуске в зимнее время). Между тем, если при езде на крейсерских режимах поводов для волнения особо не возникает, то при движении по улицам больших городов (при их загруженности, обилии светофоров и протяженных пробках)  двигатель даже самой лучшей машины быстро перегревается и требует дополнительных мер по охлаждению. Особенно болезненно к подобным ситуациям относятся изделия отечественного автопрома.

 

 Общие сведения о сущности проблемы

 Как известно для решения задач охлаждения двигателя на современных автомобилях используется обычный электрический вентилятор, управление которым осуществляется простейшей автоматикой. Согласно приведенной штатной схемы видно, что данный узел подключен к контакту 15/1 клеммной колодки зажигания, а роль командного устройства играет термовыключатель (проще говоря, термодатчик) SF1, размещенный в магистрали жидкостного радиатора. В процессе работы, при достижении предельно допустимой по верхнему пределу температуры контакты датчика SF1  замыкаются, реле к1 срабатывает и, в свою очередь, запускает двигатель вентилятора. После того как температура снизиться до нижнего порога, контакты  SF1, размыкаются, а  с вентилятора снимается питание. В общем-то, система достаточно проста и надежна, однако в условиях жаркого дня и постоянного стояния в пробках становиться видно, что даже при постоянно работающем вентиляторе температура продолжает расти, а попытки выйти из положения путем кратковременного отключения мотора только ухудшают обстановку (при отключении зажигания выключается и вентилятор).

 

 

 Пути решения

Прежде всего, независимо от того будете ли вы подключать дополнительный электронный коммутатор или нет, имеет смысл ввести в схему два защитных диода (на схеме VD1 и VD2, обозначенные красным цветом), которые позволят в значительной мере продлить срок службы автоматики за счет снижения электрической эрозии на контактах датчика SF1 и реле К1.

 Что же касается дополнительного электронного коммутатора (на схеме контур зеленого цвета), то он позволяет повысить эффективность охлаждения за счет работы вентилятора при включенном зажигании, так и при заглушенном двигателе. Иными словами,  штатная автоматика жестко завязана на зажим 15/1 замка зажигания, в то время как питание дополнительного управления обеспечивается через силовую клемму «30», то есть практически напрямую от аккумуляторной батареи.

 

В целом все очень просто:

При холодном двигателе, за счет заряда дежурных конденсаторов и постоянного питания от аккумуляторной батареи, дополнительный коммутатор находиться в режиме ожидания. При включенном зажигании и выходе температуры двигателя на критичные режимы осуществляется охлаждение по штатной схеме. При выключении двигателя, а значит и зажигания как такового, электронный коммутатор вступает в работу, продолжая охлаждать жидкость в радиаторе с максимальной эффективностью. Обращается внимание на то, что данная схема обеспечивает поддержание определенных временных интервалов включения, способствующих удержанию оптимальных температурных режимов для повторных запусков мотора. Длительность периодов времени по повторному включению можно задать самостоятельно за счет подбора характеристик  R9. Таким же образом можно изменять температурные пороги срабатывания (при  помощи резистора R6).

 

 

Рекомендации по элементной базе

В качестве коммутатора прекрасно подойдут  микросхемы серий К561, К564, К1561 (К176 менее надежны, так как весьма чувствительны к качеству питания).

 Для элементов DD2.1, DD2.2 ,DD1.3, DD1.4 имеются неплохие сборки ) К561ТМ2. 564ТМ2 или К1561ТМ2.

Транзистор КТ502Е (VT1) можно успешно заменить на  КТ814Г ( КТ816Г), а вместо  КТ814Г (VT2) прекрасно справится КТ816Г.

Диоды VD1 и VD4 могут быть любые кремниевые, а VD3 и VD5 подбираем  из находящихся под рукой серий КД102, КД103, КД105, КД106, КД208, КД209.

 Если рассчитываем на долгую эксплуатацию то конденсаторы лучше взять из серий ЭТО, К52 и К53  (дороговато, но оно того стоит).

 Реле выбираем из 111.3747, 112.3747, 113.3747, 113.3747-10 или любого подходящего аналога.

 

ОБСУДИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ...
Просмотров: 1877 | Категория: Статьи по автоэлектрике | Добавил: vmishel1 (01.07.2014) | Теги: коммутатор, Вентилятор, своими руками | Рейтинг: 3.0/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сейчас на сайте:
ВСЕГО : 17
Гостей: 16
Пользователей: 1
kolobok161rus
Главная страница | Регистрация | Полезное видео | Форум автоэлектриков | Контакты
При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на сайт http://www.elektrik-avto.ru обязательна. АВТОЭЛЕКТРИК © 2017