Меню
Назад » »

Проверка регуляторов напряжения отечественного производства

  • 3.7 Рейтинг
  • 15867 Просмотров

В настоящее время а автомобилях, выпускаемых ранее в Советском Союзе и ныне в странах СНГ  используются несколько разновидностей регуляторов напряжения, которые, несмотря на схожесть конструкции и принципов действия все же имеют, присущие только им, особенности эксплуатации и проверок на работоспособность. 

 

 

 

 

Регулятор Я112В

 Если обратиться к стандартной схеме подключения широко распространенных генераторов Г221, Г222, Г250 и Г502А, то можно увидеть , что в их основе лежат силовые обмотки (Y1, Y2,Y30) в которых происходит генерирование переменного тока, а также диодный выпрямитель, преобразующий переменный ток в постоянный, используемый, в конечном итоге, для питания потребителей автомобиля. Понятно, что на выходе силовых обмоток напряжение не появиться, если на обмотку возбуждения генератора не подключить постоянное напряжение от аккумуляторной батареи. По представленной схеме прекрасно видна данная цепь подключения,  идущая через замок зажигания как на клемму 15 генератора, так и на контакт «Б» регулятора напряжения. В свою очередь, используя клемму   «Ш»  в нужное время регулятор подсоединяет второй вывод обмотки возбуждения с общей массой (как правило, с «минусом» аккумулятора). Далее все происходит в обычном порядке: ротор с обмотками возбуждения при вращении создает магнитное поле, которое при пересечении силовых обмоток статора, способствует генерированию переменного тока.

 

 Что касается надежной дефектации  регулятора напряжения Я112В в домашних условиях, то для этой цели следует создать несложную схему проверки:

 

 

Для практической реализации схемы понадобится блок питания постоянного тока с возможностью изменения напряжения (в диапазоне от 10 до 15В). Любой измеритель напряжения с пределом измерения дл 15В и лампа контроля на 12В с мощностью 3-21Вт. Как правило, быстро отыскать необходимый блок питания не удается и в этом случае его можно заменить стандартным устройством для зарядки аккумуляторных батарей (с возможностью регулировки тока). Единственное, про что нужно помнить в случае такой замены, так это про наличии в ЗУ специальной защиты, требующей дополнительного участия в работе аккумулятора (как в варианте, представленном на схеме). Кроме того в качестве блока питания можно применить два обслуживаемых аккумулятора на 12В ( в этом случае дискретность изменения напряжения будет 12В,14В и 16В) либо 10 стандартных батареек на 1,5В (шаг регулировки получиться те же 1,5В).

 

 Непосредственно проверка выполняется следующим образом:

  • Подаем напряжение 12В на вход регулятора – контрольная лампа должна загореться;
  • Плавно повышаем напряжение –  в промежутке от 12 до 14,5 В лампа должна светиться, при выходе за 14,5В – погаснуть (реле-регулятор сработало штатно);
  • В случае, если лампочка не горит при изменении напряжения от 12 до 14.5В либо не гаснет при увеличении напряжения свыше 4.5В – регулятор напряжения подлежит замене.

 

Примечание: конструкция большинства генераторов позволяет проверять такое реле без снятия щеточного узла. При таком варианте лампочка подсоединяется непосредственно к одной из графитовых щеток.

 

 Реле регулятор Я212А

Методика проверки данного регулятора полностью соответствует технологии описанной выше. Главная особенность: если при проверки интегрального реле регулятора контрольная лампочка начинает светить в полнакала или моргает – регулятор в отказе и его лучше заменить. Необходимо помнить еще про одну важную особенность интегральных регуляторов аналогичного принципа действия, однако, размещаемых вне генераторов (таких как РР362,  РР310Б,  РР310В и  РР380). В таких реле управление происходит не через минус, а через плюс, а значит, при их проверке контрольную лампочку следует подключать между клеммами «Ш» («67») и «минусом» аккумулятора.   

 

 

Реле регулятор 591.3702-01

В последние годы устойчивой популярностью пользуются регуляторы напряжения с возможностью визуального контроля состояния типа 591.3702-01, используемые в качестве дополнительного устройства по надежной стабилизации напряжения. Кроме всего прочего немаловажным достоинством таких реле является простота в их эксплуатации (операций по проверке, замене и пр.). Мало того, если такой бортовой регулятор вышел из строя в условиях удаленной трассы его вполне можно временно заменить на обычную лампочку на 12В, отсоединив провода «67» и «15» от регулятора и включив вместо него указанную лампочку. Такое решение позволит добраться до цивилизованных мест и не вывести, при этом, аккумулятор из строя. Проверяют такие реле согласно прилагаемой схеме и его неисправность определяют согласно предыдущей технологии.

 

Похожие материалы