Меню сайта

Форма входа

Лооогин:
Пароль:


Cигнальное устройство для привлечение внимания водителя

При эксплуатации автомобиля, во время движения, все внимание водителя направлено на контроль за дорожной обстановкой, и случается так, что зажигание какой либо контрольной лампочки на приборной панели можно заметить слишком поздно (особенно в яркий солнечный день, когда салон освещен внешним солнечным светом и зажигание лампочек становится едва заметным). А в результате, например, при утечке тормозной жидкости, или при падении давления в системе смазки, обрыве ремня генератора, и в других аварийных ситуациях, последствия могут быть самыми тяжелыми, и не только для технического состояния автомобиля, но и для безопасности движения.

Существенную помощь, в такой ситуации, мог бы оказать звуковой сигнализатор, который одновременно с зажиганием контрольной лампы издает негромкий, но хорошо слышимый в салоне звук. Различные сигнализаторы такого типа неоднократно описывались на страницах радиолюбительских журналов, но все они предназначались для работы в автомобиле определенной марки, и требовали для своей работы либо сигналы низкого, либо высокого уровня.

Описываемое в данной статье устройство может работать совместно с приборным щитком практически любого автомобиля. Оно имеет несколько входов, по которым возможно расширение, и на которые можно подавать как сигналы низкого уровня (датчик замыкает провод на массу), так и сигналы высокого уровня (датчик замыкает провод на + бортсети). Кроме того, увеличив сопротивление R1 до 1 кОм можно питать устройство от борт-сети напряжением 24В.

Схема состоит из двух последовательно включенных мультивибраторов и усилителя мощности на микросхема D1 — К561ЛН2, и из коммутирующего устройства на транзисторе VT1 и диодах VD3-VD6. Причем количество этих диодов, а следовательно и количество контролируемых датчиков можно наращивать, практически, безгранично.

Предположим, что у нас имеется датчик аварийного давления масла от "Жигулей”. Этот датчик при понижении давления масла ниже конкретного предела замыкает свой контакт на массу. Такой датчик подключаем к выводам 1 или 2 сигнализатора. Пока давление масла в норме датчик не замкнут и питание на микросхему D1 не поступает. При понижении давления контакт датчика замыкается на массу (минус борт-сети) и диод VD3 (или VD4) открывается, а через него на микросхему поступает питание. Мультивибраторы начинают работать и пъезоизлучатель В1 издает дребезжащий звук высокого тона.

Если имеется датчик, который замыкает свои контакты на +борт-сети, например датчик уровня тормозной жидкости, его нужно подключить к одному из входов 3 или 4 сигнализатора. Пока состояние датчика в норме и его контакты не разомкнуты на базу транзистора VT1 открывающее напряжение не поступает и питание через него на микросхему также не поступает. При замыкании контактов датчика напряжение высокого уровня открывает диод и через диод и резистор R5 поступает на базу этого транзистора, открывая его. Через открытый транзистор питание поступает на микросхему D1 и звукоизлучатель издает дребезжащий звук высокого тона.

Число входов можно увеличить сколь угодно, достаточно подключить дополнительные диоды к коллектору VT1 или к резистору R5, в зависимости от того на какие датчики нужно реагировать.

Таким образом можно обеспечить звуковой контроль, практически за всеми аварийными и контрольными цепями автомобиля : давление масла, температура в системе охлаждения, аккумулятор (обрыв ремня генератора), уровень тормозной жидкости, герметизация тормозов, ручной тормоз, сигналы поворотов, включение заднего хода и т.п.).

Подключается сигнализатор : вывод ” — 12В” на "массу”, вывод "+12В" к замку зажигания, так чтобы напряжение на него поступало только при включенном зажигании.

Диоды VD3-VD6 могут быть любыми, например КД208, КД209, КД105, КД103, КД102, Д226, КД226, Д237, Д7, Д9. Важно чтобы они выдерживали ток более 10 тА. Транзистор VT1 можно заменить на КТ315, КТ503, КТ601, КТ604, МП35-МП37. Звукоизлучатель В1 — любой пъезокерамический зуммер, например от звонка электронного телефонного аппарата.

Сигнализатор собран в готовом пластмассовом корпусе размерами 65X30X22 мм. Монтаж — объемный, на клее "Момент-1”.

Настройка заключается в подборе частоты тоннального сигнала, подбором номинала R3 таким образом, чтобы В1 входил в резонанс и громкость издаваемого им звука была максимальной, а также можно подобрать частоту "дребезжания” подбором номинала R2.
ОБСУДИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ...
Просмотров: 6125 | Категория: Своими руками | Добавил: eugenbg (14.08.2012) | Теги: своими руками, схемы | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сейчас на сайте:
ВСЕГО : 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
Главная страница | Регистрация | Полезное видео | Форум автоэлектриков | Контакты
При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на сайт http://www.elektrik-avto.ru обязательна. АВТОЭЛЕКТРИК © 2017