Меню
Назад » »

Независимое питание автомобильных часов

  • 1.8 Рейтинг
  • 25263 Просмотра
Независимое питание автомобильных часов
Каждый уважающий себя автоэлектрик или просто автолюбитель,старается как-то обезопасить свой автомобиль.

В соответствии с рекомендациями по обеспечению пожарной безопасно­сти многие автомобилисты отключают аккумуляторную батарею на время дли­тельной стоянки. Перед очередной по­ездкой далеко не все устанавливают точное время бортовых часов. К тому же точность их хода ухудшается из-за нестабильности напряжения в бортовой сети несмотря на встроенный в них ста­билизатор. Обеспечить длительную со­хранность установленного времени при отключении батареи и тем самым повы­сить удобство пользования автомо­бильными часами поможет предлагае­мая здесь несложная их доработка.

Доработке были подвергнуты элект­ронно-механические часы АЧК-7, уста­новленные в автомобиле ВАЗ-2106. Они не имеют секундной стрелки, есть только минутная и часовая. Перевод времени и точную его установку выпол­няют вращением небольшой ручки в центре циферблата, связанной с минут­ной стрелкой.
Для доработки часы необходимо де­монтировать с панели приборов и разо­брать. В соответствии с руководством по ремонту автомобиля их нужно вытя­нуть из гнезда панели. После этого от­ключают три разъема, соединяющих часы с бортовой сетью автомобиля (минусовый провод, плюсовой и провод ночной подсветки), предварительно записав их взаимное положение.
Развальцевав металлическое деко­ративное кольцо, аккуратно извлекают механизм с печатной платой из корпуса часов. Тактирующий генератор собран на микросхеме, которую определить не удалось. К ее выводам подключены ча­совой кварцевый резонатор и двига­тель, перемещающий стрелки часов, бортовое напряжение поступает к вы­водам питания микросхемы через узел, схема которого показана на рисунке.

Диод VD1 защищает часы от под­ключения их к бортовой сети автомоби­ля в неправильной полярности, а стаби­литрон VD2 и резистор R1 образуют параметрический стабилизатор напря­жения питания микросхемы. Измерен­ное стабилизированное выходное на­пряжение оказалось равным примерно 3.1 В.
Микросхема выполняет функции ге­нератора импульсов, С периодом в одну минуту кратковременные импуль­сы чередующейся полярности посту­пают на обмотку двигателя. Длитель-
ность этих импульсов примерно равна 0,2 с, т. е. в триста раз меньше периода их следования (60 с).
Измерения показали, что средний ток, потребляемый часами от бортовой сети автомобиля, равен примерно 2.5 мА. Это в основном ток, необходи­мый для работы параметрического ста­билизатора. Ток, потребляемый осталь­ными цепями, не превышает 100 мкА, что и определило возможность и на­правление доработки часов.
Сначала с платы удаляют с помощью бокорезов диод и стабилитрон, причем выводы стабилитрона перекусывают рядом с его корпусом. Затем к правому по схеме выводу резистора R1 (к остав­шейся части вывода стабилитрона) припаивают отрезок длиной около
10 см гибкого монтажного провода красного цвета, а к общему проводу — такой же длины отрезок такого же про­вода черного цвета. Свободные концы проводов пропускают в отверстие, которое аккуратно просверливают в днище корпуса часов, и собирают часы в обратном порядке.

Выведенные из корпуса провода, предварительно укоротив, припаивают к контактам панели для установки литиевого гальванического элемента CR2032. красный провод — к плюсово­му контакту, черный — к минусовому. Вставляют элемент в панель и прове­ряют работу часов. Если все в порядке, часы собирают и завальцовывают деко­ративное кольцо.
Миниатюрные литиевые элементы CR2032 и панели для них устанавли­вают на материнских платах компьюте­ров для питания микросхем памяти при отключенном сетевом напряжении. В настоящее время купить эти элементы не представляет сложности.
Для проверки устойчивости работы часов после доработки и стабильности их хода в заведомо неблагоприятных условиях мною был использован эле­мент, снятый с материнской платы из-за непригодности для эксплуатации в
компьютере. Измерение напряжения элемента показало 2,4 В (напряжение нового обычно несколько больше 3 В ). Часы с этим отслужившим свой срок элементом отработали более трех зим­них месяцев на балконе дома. Темпера­тура в некоторые дни опускалась до 25 градусов мороза. Корректировки хо­да часов за это время не потребова­лось.
Результаты проведенного экспери­мента позволяют надеяться на длитель­ную работу часов с новым гальваниче­ским элементом в автомобиле. Напом­ним, что CR2032 — одноразовый галь­ванический элемент значительной энергоемкости. Заряжать его подобно аккумулятору недопустимо.

Часы можно установить в автомо­биль, не подключая их к бортовой сети, но так не будет работать подсветка циферблата в ночное время. Чтобы обеспечить подсветку, их нужно подсо­единить по прежней схеме. После под­ключения часов панель с элементом лучше всего прикрепить к одному из проводов изоляционной лентой в поло­жении, удобном для замены отработав­шего элемента.
Автомобильные электронно-механи­ческие часы с секундной стрелкой АКЧ-1, устанавливаемые на некоторые модели автомобилей ВАЗ, дорабатывать по предлагаемой методике нет смысла, так как, во-первых, для их работы не­обходимо напряжение не менее 5 В и, во-вторых, скважность импульсов уп­равления ими (1с/ 0,2 с) сравнительно велика. По этим причинам они потреб­ляют слишком много энергии.
Для определения возможности до­работки часов других типов необходи­мо их предварительно исследовать, как описано выше, а затем уже выбрать оптимальный путь решения задачи.


 

Похожие материалы