- 3.7 Рейтинг
- 10333 Просмотра
Среди прочих вариантов тюнинга для многочисленных моделей автомобилей, оборудованных многоступенчатой механической коробкой передач, все большую популярность приобретает внедрение индикатора включенной передачи. Следует отметить, что подобное устройство не только выглядит привлекательно и весьма стильно, но и способно оказать значительную помощь, подсказывая о несоответствии передачи режиму движения или, скажем, о включении задней передачи при намерении ехать вперед.
В общем случае подобное устройство можно приобрести в готовом виде и после установки работа его осуществляется по следующему логическому алгоритму:
При включении питания по индикатору пробегает быстрая змейка по внешнему контуру восьмерки. Перемещая ручку в положение любой передачи, пробегающая змейка начинает показывает ее номер. При переводе ручки в положение задней передачи задействованы три сегмента восьмерки и мы наблюдаем стилизованную букву «Р» (предположительно от слова parking). Та же буква появляется, когда автомобиль находится в «нейтральном» режиме, причем если она мигает, то это свидетельствует о включенном ручном тормозе. Кроме всего прочего, индикаторы переключения скоростей заводского изготовления довольно часто предоставляют возможность использовать функцию SHIFT LIGHT, давая рекомендацию по переходу на повышенную или пониженную передачу в зависимости значения оборотов двигателя в данный момент времени.
В практическом исполнении устройства подобного типа чаще всего реализованы по схеме, где в качестве регистрирующих элементов используются герконовые датчики, подключенные к контроллеру через диодный шифратор. Подобное решение уменьшает количество соединительных проводов, повышая тем самым общую надежность системы. Для контроля ручного тормоза и задней передачи применяются обычные «жабки» причем для управления ими схема позволяет использовать как +12 так и «массу». При реализации функции SHIFT LIGHT вход тахометра обеспечивает подключение независимо от использованной на автомобиле системы зажигания (как контактной, так и бесконтактной), единственное отличие заключается в подборе параметров сопротивления R2 и конденсатора С6.
При желании можно попробовать создать индикатор переключения скоростей своими руками, благо все необходимое, включая оригинальные наборы с установкой табло на приборную панель или в ручку переключения, сегодня приобрести несложно.
Что касается выбора определенной схемы, то вариантов исполнения имеется достаточно много, в частности можно воспользоваться упрощенным вариантом предыдущей схемы, использующей микроконтроллер PIC 16F628A.
Достаточно интересный результат можно получить и при реализации схемы, в основе которой лежит контроллер ATtiny261.
Сразу оговоримся, что рассчитывая на собственные силы при изготовлении индикатора необходимо помнить о том, что без программирования, нормально работать данное устройство не будет. Чтобы выполнить несложную, в общем-то, процедуру программирования необходимо иметь под рукой программатор, позволяющий осуществить соединение микроконтроллера с компьютером для обеспечения перезаписи файлов прошивок, а также соответствующее программное обеспечение, например программу CodeVision.
Для проведения перезаписи программатор подключается к ПК посредством USB – порта, контролер, в свою очередь подсоединяется к программатору через отладочную плату, которую, при желании, можно изготовить и самостоятельно.
После включения компьютера и запуска программы все последующие действия выполняются в соответствии с текущими указаниями CodeVision.
Установить устройство непосредственно на автомобиль достаточно просто и в данной ситуации некоторое затруднение может вызвать размещение герконов, которые должны быть размещены таким образом, чтобы эффективно реагировали на магниты при всех возможных положениях ручки переключения скоростей.
Исходя из возможностей доступа к месту установки, платы с герконами крепятся саморезами (так надежнее) или при помощи клея. В зависимости от варианта исполнения индикатора восемь проводков идущие непосредственно от табло пропускаются либо внутри ручки, либо одним жгутом протягиваются за приборной панелью.