Меню
Назад »

Обслуживание аккумулятора

 

18 января 2010 года

 

Каждый владелец собственного авто хотя бы раз оказывался в следующей ситуации. Крепкий, за 20 градусов мороз. Опаздываешь на работу, быстрее залазишь в автомобиль, поворачиваешь ключ и вместо привычного гудения мотора слышишь, как безрезультатно щелкает реле после того как стартер еле-еле делает пару оборотов. Опоздание неминуемо, планы рушатся. Короче, ситуация отвратительная.

Однако, из любого положения, как известно, есть выход – завести машину реально. Нужно снять аккумулятор с авто и поставить в тазик с горячей водой на 15-20 минут. При этом меняйте воду по мере ее остывания. После того как аккумулятор нагреется внутреннее сопротивление его упадет, начнут активизироваться электрохимические процессы. После возвращения в автомобиль аккумулятор обеспечит несколько нормальных попыток запуска. Если вы располагаете временем, не помешает подключить АКБ на полчаса к зарядному устройству. В таком случае ток можно выставить в 2, а то и 3 раза больше рекомендуемого. Также есть метод ускоренного заряда. Он позволит зарядить разряженный аккумулятор на 100% за несколько часов.

Однако не стоит так запускать дело. Достаточно лишь систематически выполнять некоторые несложные операции по обслуживанию АКБ. Есть большое количество источников, в которых подробно представлены нужные процедуры и их периодичность. В то же время, если выполнять их все, то получится, что все время будет потрачено на одну единственную деталь автомобиля. Мой личный опыт показывает, что можно посвящать АКБ совсем немного времени для нормального использования современной малообслуживаемой батареи. В действительности все хлопоты сводятся систематической подзарядке АКБ зимой и сезонному обслуживанию осенью.

При работе с АКБ Вам будет нужен ареометр для измерения плотности электролита, зарядное устройство, дисцилированная вода для доливки, вольтметр с пределом измерения 15 В и точностью выше 0.1 В, а также амперметр с пределом измерения 10 А. Но лучше использовать комбинированный прибор. Он не раз выручит Вас и во время диагностики электрооборудования автомобиля, и в различных бытовых ситуациях. Не помешает и термометр для измерения температуры электролита и реостат сопротивлением около 4 Ом с мощностью рассеивания не менее 80 Вт. Хотя реостат можно заменить лампой из фары.

Представленные мною советы относятся к работе с обслуживаемыми или малообслуживаемыми разновидностями АКБ.

 

Сезонное обслуживание.

Целью мероприятий по сезонному обслуживанию проверка состояния батареи, а также, по мере надобности, проведение восстановительных мероприятий. Советую производить все эти работы весной и осенью, хотя можно и ограничиться одним разом в год и делать это перед приходом зимы.

 

Итак, снимите АКБ с автомобиля и отмойте его корпус от остатков электролита.

Измерьте уровень электролита в банках. Обычно в батареях с полупрозрачным корпусом существует отметка уровня на корпусе. В случае с непрозрачным корпусом советую прочитать инструкцию, прилагаемую к батарее. В ней обычно указано, каким должен быть уровень. Если не удалось отыскать информацию о том, каким обычно должен быть уровень, то можно придерживаться величины 10-15 мм выше пластин. Можно долить дисцилированной воды если уровень недостаточный. Нельзя применять водопроводную воду по причине содержания в ней солей и прежде всего солей железа, которые очень вредны для АКБ. Также нельзя хранить воду для доливки в сосудах стали. Чтобы не нарушить нормальную плотность электролита не используйте для доливки кислоту. Делать это можно только в том случае, если электролит вылился, но это случается довольно редко.

 

Зарядите батарею полностью, следуя описанию ниже.

Проведите контрольно-тренировочный цикл с заряженной батареей. Первый этап – это разряд батареи током. Ток может быть численно равен 0.1 или 0,05 от номинальной емкости C до напряжения на клеммах 10.2 В при токе 0.1С или 10.5В при токе 0.05C. Во время этой процедуры замеряется время разряда и температура электролита в начале и конце разряда.

В роли нагрузки вполне подойдет реостат. Он поможет поддержать заданную величину тока в течение всего времени. Можете использовать в качестве нагрузки и лампу фары если у Вас не оказалось под рукой подходящего реостата. Потребляемый нитью дальнего света ток, будет примерно 5 А, то есть иметь значение, близкое к 0.1C для АКБ емкостью 55 - 60 А·ч, являющимися основными на легковых автомобилях. Однако результаты измерений будут не совсем точными, потому что поддержать постоянное значение тока по мере разряда АКБ в этом случае не удастся. Проявите особую бдительность в конце разряда. Ближе к завершению, напряжение, которое до этого менялось медленно, начнет меняться с большой скоростью, и легко можно пропустить ответственный момент и разрядить батарею до более низкого напряжения. Этой неприятности может сопутствовать такое явление, как смена полярности, или переполюсовка одной из банок. А это не порадует аккумулятор.

 

Теперь зарядите аккумулятор.

 

Вычислите фактическую емкость Вашего аккумулятора по следующей формуле: C=Iptp/(1+0.01(25-tср)).

t p - время разряда, час

Ip - ток разряда, А

tср - средняя температура батареи в процессе разряда, градусы.

 

Если вы получаете емкость, которая отлична от номинальной больше, чем на 25%, это означает наличие проблем с АКБ. В различных источниках в таком случае рекомендуют произвести специальные лечебные мероприятия, которые связаны со специальным режимом заряда и заменой электролита водой, и т.д. Это все весьма трудоемко, а полученный результат вряд ли Вас удовлетворит. Исходя из вышесказанного я советую повторить еще пару раз контрольно-тренировочный цикл. Если серьезных осложнений не возникает, то несколько КТЦ справятся с ними и помогут повысить действительную емкость до подходящих значений. Если же положительного эфекта нет, то нужно задуматься о покупке нового аккумулятора о стоит призадуматься о приобретении нового аккумулятора, если не будет положительного результата.

По завершении зарядки аккумулятора необходимо проверить при помощи ареометра плотность электролита в каждой из банок. При разности плотностей между банками более, чем 0.005 г/см3, то нужно провести так называвемый уравнительный заряд. Он представляет собой заряд малым, меньше 1 А, током в течение продолжительного времени. Величина приемлемой плотности электролита находится в прямой зависимости от того климатического района, в котором используется автомобиль. Значения плотности для разных районов представлены в таблице.

Поскольку плотность электролита напрямую зависит от температуры, то обычно приводят ее к температуре 25°C и вводят соответствующую поправку.

В общем, мероприятия по сезонному обслуживанию нужно проводить так же и весной, в особенности если зимой эксплуатация АКБ была тяжелой.

 

Заряд АКБ.

С какой частотой нужно прибегать к этой процедуре зависит и от соотношения мощности генератора автомобиля, и мощности потребителей, и от условий езды.

С наступлением лета почти для любого автомобиля легко можно обойтись без дополнительных подзарядок АКБ. Двигатель без проблем заводится, постоянно потребляют энергию только зажигание (примерно 3-4 А) и магнитола (те же 3-4 А), иногда к ним присоединяются фары с габаритами (13 А) и стеклоочиститель (3-5 А). Даже на холостом ходу генератор "Жигулей"-классик выдает 16 А, а этого практически хватает для питания наибольшего числа потребителей. Ну а при поездке по трассе, на рабочих оборотах, 40 А, которые выдает генератор, хватает также на питание потребителей и на зарядку АКБ.

А вот зимой АКБ приходится намного тяжелее. Минусовая температура за бортом уменьшает емкость АКБ, ухудшает способность принимать заряд, да и запуск холодного двигателя требует довольно много энергии. На борту начинают работать новые устройства, которые требуют больших энергозатрат: обогреватель заднего стекла (10-11 А), отопитель (5-7 А на первой скорости и 10-11 А на второй). Стеклоочиститель с фарами включены почти постоянно. В общем потребляемый ток составляет примерно 40 А. На холостом ходу генератор уже не способен справится с питанием потребителей и большая часть энергии забирается из АКБ. А на рабочих режимах возможности генератора подзаряжать АКБ не так уж результативны. Все это приводит к хроническому «недозаряду» батареи. Водитель может не придавать этому значения, так как даже небольшого заряда как правило достаточно для пуска двигателя. Однако хроническая недозарядка может привести к сульфатации пластин АКБ, а это сокращает ее емкость и увеличивает внутреннее сопротивление. В свою очередь все это уменьшает срок службы АКБ и ухудшает пусковые характеристики. Поэтому рекомендую систематически подзаряжать батарею зимой.

Частота подзарядки зависит от условий езды, типа авто, и, конечно, погоды. Для ВАЗ-2106 с хорошо отрегулированной системой пуска во время несуровой зимы при каждодневных поездках на небольшие расстояния, с частым стоянием в пробках, вполне достаточно производить заряд примерно раз в месяц или в два. А вот на каком-нибудь "Запорожце" в таких же условиях приходится заряжать АКБ почти еженедельно. Естественно, если морозы усиливаются аж до -30°, и каждый пуск проходит с частым включением стартера, то стоит проводить еженедельную зарядку вне зависимости от марки и типа автомобиля.

Также если вы разрядили батарею до нуля тщетными попытками пуска двигателя, то нужно немедленно поставить ее заряжаться. Сделать это надо на самом деле незамедлительно, ведь плотность электролита разряженной батареи очень низкая и есть вероятность того, что он замерзнет и повредит батарею. Кроме того, пребывание свинцового АКБ в разряженном состоянии может привести к cульфатации пластин.

Если вы пользуетесь современным автоматическим зарядным устройством, самостоятельно выдерживающим установленный режим заряда, то Вам нужно лишь строго выполнять пункты инструкции по эксплуатации и дожидаться сигнала об окончании заряда. Если же зарядное устройство оснащено ручной регулировкой режима, то нужно будет выбрать подходящий режим заряда.

Есть несколько режимов заряда аккумулятора: постоянным напряжением, постоянным током и комбинированные. Я предлагаю многоступенчатый способ. Он дает положительные результаты и легко осуществим.

Итак, начните заряжать аккумулятор током равным 0.1 от номинальной емкости аккумулятора. Например, для батареи емкостью 55 А·ч ток для зарядки будет составлять 5.5 А. Заряжают таким током до тех пор, пока напряжение на клеммах аккумулятора увеличится до 14.4 В. После этого приступают ко второй ступени заряда. А ней ток уменьшают в 2 раза и опять заряжают этим током до напряжения 14.4 В. На завершающей ступени ток вновь уменьшают в два раза и производят заряд до тех пор, пока напряжение и плотность электролита не останутся постоянными в течение 2 часов. С теоретической точки зрения следую этой схеме можно переходить и к четвертой, и к пятой степеням, однако на практике это не приносит ощутимых результатов. На последней ступени ток будет составлять примерно 1 А. Этим током аккумулятор можно заряжать в течение продолжительного времени без очевидного нагрева и газовыделения. Поэтому можно применять этот режим для выравнивания характеристик отдельных банок.

Выраженным недостатком предложенной мною системы является длительность заряда. И чтобы уменьшить количество затрачиваемого времени, можно ограничится и двумя ступенями. Замечу, что на второй ступени током величиной 0.05 от номинальной емкости акккумулятора заряд производят не до достижения напряжения 14.4 В, а до постоянства напряжения и плотности электролита в течение 2-х часов.

В справочных источниках советуют во время зарядки аккумулятора контролировать его температуру и делать перерыв в зарядке, при повышении температуры электролита выше 45°. При использовании трехступенчатой схемы нагрев до такой температуры почти исключается, и поэтому можно не следить за температурой. Однако при использовании двухступенчатой схемы на второй ступени зарядки лучше все-таки

Похожие материалы