Меню
Назад »

ТАЙМЕР ДЛЯ ОБОГРЕВА ЗЕРКАЛ АВТОМОБИЛЯ

Во многих автомобилях есть опция подогрева зеркал заднего вида. Установить зеркала с подогревом можно и самостоятельно или на станции ТО. В таком случае их обычно подключают к борт-сети автомобиля через реле и кнопку-выключатель. После установки 
данного весьма полезного оборудования стало ясно, что такой способ подключения не всем хорош. Подогреватели потребляют значительный ток и в совокупности с фарами, подогревателями стекол, сидений получается уже чрезмерная нагрузка на генератор и аккумулятор. В то же время совсем не обязательно чтобы зеркала подогревались в течение всей поездки. Вполне достаточно времени от 5 до 30 минут после включения двигателя. Конечно, можно их выключить вручную, но об этом можно просто забыть.
Таким образом, желательно опцию подогрева зеркал дополнить таймером, который можно отрегулировать на любое время от 5 до 30 минут. На рисунке 1 показана схема первого варианта таймера подогрева зеркал. Таймер сделан на многофункциональном счетчике типа CD4060B. Эта микросхема имеет в своем составе 13-разрядный двоичный счетчик и инверторы для схемы мультивибратора.
Частота мультивибратора определяется элементами RC-цепи C2-R3-R4. Резистор R4 переменный, это позволяет с его помощью регулировать частоту импульсов, которые вырабатывает данный мультивибратор. Импульсы поступают на счетчик этой же микросхемы, и как только их будет 8192 на её выводе 3 появляется единица, диод VD1 блокирует мультивибратор и схема останавливается в этом положении.


Подключается схема к выходу замка зажигания через выключатель S1. В момент включения зажигания на схему подается питание и емкость С1 заряжаясь создает скачек напряжения на выводе 12 D1. Это предустанавливает счетчик микросхемы в нулевое положение. На выводе 3 - логичес-
кий ноль, он поступает на базу транзистора VT1 и вызывает его открытие, так как транзистор этот структуры p-n-р и для его открытия на базу нужно подать отрицательное относительно эмиттера напряжение. Открыв-
шийся транзистор подает ток на обмотку реле К1. Его контакты К1.1 включаются и подключают нагреватели зеркал к плюсу аккумулятора (или генератора, это не существенно). Подключение нагревателей сделано в обход замка зажигания, и на это есть веская причина, - ток нагревателей все-таки достаточно высок, и их подключение через замок зажигания может в дальнейшем привести к подгоранию его контактов. А в результате подача тока на систему зажигания может стать ненадежной, что приведет к внезапно возникающим и сами-собой проходящим перебоям в работе двигателя.
Начинается отсчет времени. Спустя некоторое время, которое зависит от частоты импульсов, генерируемых мультивибратором, на выводе 3 D1 возникнет логическая единица. Транзистор VT1 закроется и выключит реле К1, которое выключит нагреватели. В тот же момент диод VD1 заблокирует мультивибратор и схема замрет в этом положении.
Подогрев зеркал можно в любой момент возобновить, нажав кнопку S2. При этом происходит обнуление счетчика D1 и весь выше описанный процесс повторяется.
В летнее время, или когда подогрев зеркал не нужен или нежелателен, его можно отключить выключателем S1. Причем выключатель S1 может быть рассчитан на слабый ток, так как самая большая нагрузка на нем - это обмотка реле К1 (обогреватели питаются в обход его и замка зажигания).
Схема таймера, изображенная на рисунке 1 имеет два недостатка. Во-первых, используется микросхема CD4060B, которая в некотором смысле дефицитная. А во-вторых,таймер включает обогреватели сразу же после включения зажигания, что может быть нежелательно при пуске двигателя от замороженного аккумулятора. Желательно чтобы подогрев зеркал включался не сразу, а спустя небольшое время после включения зажигания.
На рисунке 2 изображена схема второго варианта таймера, который был установлен на другую машину, усовершенствованного с учетом вышеуказанных обстоятельств.
В схеме используется счетчик CD4020, он более доступен чем CD4060B, наверно потому что имеет отечественный аналог К561ИЕ16. Но CD4020 - это только счетчик, без элементов мультивибратора, поэтому для мультивибратора нужно вторая микросхема. В данном случае это К561ЛЕ5, в ней четыре логических элемента. Два из них пошли на мультивибратор, а два других на RS-триггер, который служит для создания задержки включения нагревателей.

Время, как и в первой схеме, устанавливается переменным резистором, которым регулируется частота импульсов, генерируемых мультивибратором. Причем, одновременно регулируется как время включенного состояния нагревателей, так и задержка включения их, которая всегда в 31 раз короче времени включенного состояния.
В момент включения зажигания ток от замка зажигания поступает на схему, здесь он также является источником питания схемы. При этом происходит предварительная установка схемы, и происходит это по двум цепям. Конденсатор С2 устанавливает в нуль счетчик D2, а конденсатор СЗ устанавливает в нуль RS-триггер на элементах D1.3 и D1.4. Результатом установки является то, что на выходе элемента D1.4 имеется логический ноль,   ключ на VT1 закрыт, и ток через
обмотку реле К1 не протекает. Контакты К1.1 выключены и, соответственно, выключены и нагреватели.
Начинается отсчет времени, причем сначала времени задержки, которая равная 256-и импульсам, генерируемых мультивибратором. После завершения задержки на выводе 12 D2 появляется логическая единица, которая устанавливает RS-триггер D1.3-D1.4 в единичное состояние. На выходе D1.4 появляется логическая единица, которая открывает ключ на VT1. На обмотку реле К1 поступает ток, и его контакты К1.1 включают нагреватели.

Теперь начинается отсчет времени включенного состояния нагревателей. Так же как и в первой схеме, он будет продолжаться до тех пор, пока не появится логическая единица на выводе 3 счетчика. Затем, уйдет еще очень небольшое время (доли секунды) на разряд СЗ через R4, и на выводе 1 D1.4 появится единица, которая переключит RS-триггер D1.3-D1.4 в нулевое состояние. Реле выключит нагреватели. А единица с вывода 3 D2 поступит еще и на вывод 8 D1.2 и заблокирует мультивибратор.
Чтобы повторить подогрев зеркал нужно нажать кнопку S2. При этом, напряжение поедается через диоды VD1 и VD2 на вывод 11 D2 и на вывод 6 D1.3. Это приведет к обнулению счетчика и установке RS-триггера в единичное состояние. То есть, нагреватели включатся без задержки.

Электромагнитное реле BS-115C с обмоткой на напряжение 12V. Его можно заменить любым другим аналогичным реле или более мощным. При использовании реле с более мощной обмоткой нужно соответственно и переделать управляющий им ключ.

                      И ещё, для всех обладателей прекрасного автомобиля фольксваген, хочу сообщить или даже подсказать, где вы можете приобрести запчасти фольксваген по самой выгодной цене. Также, в этом специализированном магазине, есть система скидок, имеется доставка запчастей и аксессуаров.








Похожие материалы