Меню
Назад »

ТАЙМЕР ДЛЯ ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА

Несмотря на присутствие в магазинах различных автоматических импульсных зарядных устройств многие автолюбители и автоэлектрики предпочитают пользоваться обычными зарядными устройствами, представляющими собой силовой трансформатор с переключателем отводов обмотки и диодным выпрямителем, а так же, амперметром на выходе. Праимущества твких ЗУ перед автоматическими импульсными, наверное, в том, что зарядный ток можно установить «по вкусу», а недостаток в необходимости контроля продолжительности зарядки.

На рисунке в тексте приводится несложная схема таймера, который позволяет выбрать продолжительность заряда из четырех установок, - 2,5 часа, б часов, 10 часов и, 20 часов. Контакты выходного реле таймера включаются между электросетью и сетевым проводом зарядного устройства, а питание на схему таймера подается с клемм заряжаемого аккумулятора. То есть, источником питания схемы таймера служит система зарядное устройство - аккумулятор После завершения зарядки ЗУ отключается от сети и данная схема переходит на питание от уже заряженного аккумулятора. Но, это никак не приводит к разряду автомобильного аккумулятора, так как основным потребителем тока является обмотка реле, которая в таком состоянии выключена. А ток потребления КМОП-микросхем микроскопически мал.
 
Схема таймера состоит из тактового мультивибратора (D1.1-D1 2), RS-триггера (D1 3-D1.4) и двоичного счетчика D2
Мультивибратор работает на очень низкой частоте - 0,114 Гц Эта частота задана RC-цепью R1-C1 Конденсатор С1 здесь должен быть не электролитическим и с минимальным током утечки Автор использовал конденсатор типа К73-17 Точность задания частоты RC-цепью, конечно не очень высока» и зависит от окружающей температуры, но ошибка в 3-5% по врамени существенного значения на  процесс зарядки аккумулятора не оказывает. Мультивибратор работает все время, пока есть питание, он никак и ничем не блокируется. Импульсы с его выхода поступают на синхровход (С) счетчика, и им подсчитываются. Соответственно изменяется состояние выходов счетчика. В схеме задейсеованы четыра старших выхода счетчика. Интервал зависит от того, какой из них подключен с помощью модульного переключателя S1.

Перед запуском нажимают кнопку S2 (она без фиксации) При этом происходит обнуление счетчика D2 и установка RS-триггера D1.3-D1.4 в состояние единицы ла выходе D1 3. Эта единица открывает ключ VT1-VT2, которьй включает реле К1, в свою очередь, включающее питание зарядного устройства. После отпускания кнопки S2 счетчик начинает считать импульсы мультивибратора Через некоторое время единица появится на том выходе D2, который подключен модульным переключателем S1. Через его контакты единица поступает на противоположный вход RS-триггера, и перекидывает его в противоположное состояние, то есть, на выходе D1.3 теперь ноль Ключ VT1-VT2 выключается, рале тоже, и выключается питание зарядного устройства Так будет до тех пор, пока снова не будет нажата кнопка S2.


 


Теперь детально. Диод VD1 здесь нужен для улучшения развязки цифровой части схемы от выхода зарядного устройства, а так
же, он защитит микросхемы от выхода из строя в случае неправильного подключения схемы к аккумулятору. Еще нужно учесть, что подключать схему к выходу зарядного устройства с неподключенным аккумулятором нельзя Так как у трансформаторного ЗУ напряжение на холостом ходу может быть более 20 V, что может сказаться губительным для микросхем. Конденсатор СЗ исключает зацикливание схемы от помех, которые могут появится в момент отключения зарядного устройства от сети.
Диод VD2 защищает транзистор VT2 от повреждения выбросом ЭДС самоиндукции при коммутации обмотки реле.
Цепь C5-R6 служит для снижения нагрузки на обмотку реле. В данной схеме реле находится во включенном состоянии довольно долго, что приводит к некоторому нагреву его
обмотки. В жаркое время года это может привести к выходу реле из строя (оплавлению его пластмассового корпуса), поэтому, данная цепь снижает ток через реле сразу после его переключения (бросок тока С5 переключает реле, а удержание ужа за счет тока через R6).
Реле К1 — реле звукового сигнала от переднеприводных автомобилей «ВАЗ».
Переключатель S1 - старый П2К на четыре модуля с зависимой фиксацией.
Кнопка S2 - одиночный модуль П2К с удаленным фиксатором
Цепь R3-C4 подавляет парезитные помехи, которье могут быть на выходах D2 (такой дефект бывает у некоторых К561ИЕ16).
Налаживание - только в точности установки времени подбором сопротивления R1.

                    И ещё хочу отметить один момент, если у вас автомобиль корейского производства, то вам теперь не нужно бегать по всему интернету в поисках запчастей. Вам достаточно зайти на прекрасный сайт "Интернет-Авто" и заказать корейские запчасти такие, какие вам нужны и всё. Заказ выполняется в самые короткие сроки, если вдруг возникли вопросы, вам всегда готов ответить консультант, как по телефону, так и в онлайн режиме.







Похожие материалы