Меню сайта

Форма входа

Лооогин:
Пароль:


Таймер управления электровентилятором

Таймер управления электровентилятором

Ранее были  описаны устройство управления электровентилятором системы жидкостного охлаждения двигателя автомобиля. Действие, которого состоит в том, чтобы после выключения зажигания при перегреве двигателя электровентилятор продолжал работать, пока температура жидкости в радиаторе повышена, и некоторое время, после того как эта температура понизится. Недостаток данной схемы в том, что устройство, формирующее выдержку времени, в течение которой электродвигатель вентилятора должен работать и после размыкания контактов термодатчика, построено на основе RS-триггера с дополнительной RC-цепью, возвращающей его в исходное состояние через некоторое время после его установки в нулевое состояние. Учитывая особенности такой схемы, получается так, что в момент выключения зажигания выдержка времени начинает отсчитываться не с момента размыкания термодатчиком своих контактов, а с момента выключения зажигания. В результате, в том случае если двигатель действительно сильно перегрет и время, в течение которого должен охлаждаться радиатор и подкапотное пространство автомобиля оказывается значительным (термодатчик долго держится в замкнутом состоянии), временная выдержка, отработанная триггером заканчивается до того, как термодатчик двигателя размыкает свои контакты, и дальнейшего охлаждения не происходит. Предлагаю модернизированный вариант схемы, который лишен этого недостатка. Отсчет времени, в течение которого вентилятор работает, после выключения термодатчика в нем производится именно после размыкания контактов термодатчика, а не с момента выключения зажигания.


Принципиальная схема показана на рисунке. В состоянии, когда включено зажигание на вывод 1 D1.1 поступает единичный логический уровень. Это приводит к тому, что на диоды VD5 и VD6 подается так же высокий уровень и эти диоды закрыты. Конденсатор С2 при этом либо заряжен через R3. Единица со стабилитрона VD3 так же поступает и на вывод 12 D1.3 и закрывает этот элемент, принудительно переводя его в состояние с нулем на выходе. Ключ на транзисторах VT1 и VT2 закрыт и реле Р2 обесточено. Схема никак не воздействует на систему охлаждения автомобиля. При выключении зажигания, когда температура жидкости в радиаторе высока и контакты термодатчика ST1 замкнуты, происходит следующее: напряжение на стабилитроне VD3 падает до нуля, и если контакты ST1 замкнуты, то на оба входа D1.1 поступают нули. На его выходе устанавливается единица, которая инвертируется элементом D1.2 и нуль с его выхода открывает диоды VD5 и VD6, которые разряжают С2. При этом D1.3 открыт и на его выходе устанавливается логическая единица, которая поступает на вход транзисторного ключа на VT1 и VT2. Ключ открывается и подает питание на обмотку реле Р2, которое своими контактами подает напряжение на электродвигатель вентилятора непосредственно от аккумулятора. Затем, когда жидкость, а радиаторе охлаждается ниже порога датчика ST1 и его контакты размыкаются на вывод 2 D1.1 через резистор R6 поступает высокий логический уровень от источника питания. Это приводит к тому, что на выходе D1.1 устанавливается логический ноль, а на выходе D1.2 — единица. Диоды VD5 и VD6 закрываются, и конденсатор С2 получает возможность заряжаться через резистор R3. В первое время на нем держится нулевой уровень, который постепенно повышается, и в тот момент, когда напряжение на С2 достигает порога переключения элемента D1,3 транзисторный ключ на VT1 и VT2 закрывается и электровентилятор выключается. Таким образом, после выключения зажигания вентилятор работает все время пока температура жидкости в радиаторе выше критической величины. После того, как эта температура понизится до нормы вентилятор будет работать еще некоторое время (около минуты) и только после этого выключится. При монтаже таймера нужно иметь в виду, что в его схеме имеется один незадействованный элемент D1.4. Чтобы исключить возможность выхода из строя микросхемы от статических разрядов нужно входы этого элемента (выводы 8 и 9) соединить с минусом питания (Вывод 7 микросхемы). Электромагнитное реле Р2 — стандартное реле звукового сигнала или включения электровентилятора от автомобилей серии ВАЗ-2108-21099    Диоды  КД522  можно заменить на КД521, КД503, КД510, КД102, КД103, КД105. Емкость С1 может быть в пределах 470-2200 мкФ, емкость С2 — 100-200 мкФ, но от ее величины, как и от величины R3, зависит время в течение, которого будет работать вентилятор после размыкания контактов термодатчика радиатора. Стабилитроны VD3 и VD4 должны быть одинаковыми, на напряжение от 7 В до 128 (Д814А-Д, КС182, КС191, КС210-212). Если использовать микросхему К176ЛЕ5, то нужны стабилитроны на 8-9В (например, КС182). Сопротивление R6 может быть в пределах 4-22 кОм, R1 — 1-3 кОм, R2 — 430-680, R4 — 6,8-12 кОм, R5 — 510 Ом - 3 кОм. Диоды Д226 можно заменить на Д7, КД213, КД226. Транзистор КТ315 можно заменить на КТ3102, КТ503. Транзистор КТ815 — на КТ807, КТ801, КТ817, КТ603, КТ604.

           И еще хочу отметить один момент, особенно касается для тех автолюбителей у которых авто импортного производства. Теперь вам не надо рыскать по всему интернету в поисках запчастей. Есть отличный сайт на котором и существует - Простой и удобный поиск запчастей для иномарок. Так, что заходите ваши запчасти, вас, уже ждут...






ОБСУДИТЬ ЭТУ СТАТЬЮ НА ФОРУМЕ...
Сейчас на сайте:
ВСЕГО : 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная страница | Регистрация | Полезное видео | Форум автоэлектриков | Контакты
При полном или частичном использовании материалов активная гиперссылка на сайт http://www.elektrik-avto.ru обязательна. АВТОЭЛЕКТРИК © 2017